The complementary medicine: issues of terminology and classification



Cite item

Full Text

Abstract

The article presents critical content and semantic analysis of existing registries and classification of means and methods of complementary medicine. The project of three-level digital classifying nomenclature where the first digit marks belonging to particular category of complementary medicine; second digit marks belonging to particular class within this category and third digit marks name of concrete mean or method of complementary medicine.

Full Text

С одержание и формы здравоохранительной деятельности определяются потребностями общества и актуальным уровнем научно-технического прогресса. Внедрение высокотехнологичных средств и методов (СиМ) диагностики и лечения не только не исключает, но и определенным образом стимулирует обращение общества к веками используемым СиМ традиционной народной и комплементарной медицины. ВОЗ определяет эти категории следующим образом. Народная медицина (НМ) имеет долгую историю и представляет собой общий итог накопленных знаний, навыков и практики, которые основаны на теориях, верованиях и опыте коренных народов и представителей различных культур, независимо от того, можем мы их объяснить или нет, и используются для поддержания здоровья, а также для профилактики, диагностики, улучшения состояния или лечения при физических и психических расстройствах. Комплементарная[1] медицина (КМ). Термины "комплементарная медицина", или "альтернативная медицина" используются для определения широкого набора видов практики в сфере здравоохранения, которые не являются частью собственных традиций страны и не включены в основную систему медико-санитарной помощи. В ряде стран они используются наряду с термином " народная медицина". Народная и комплементарная медицина (НиКМ) - сводное, объединяющее два предыдущих понятия и практику народных целителей [1]. Согласно сведениям ВОЗ, услугами НиКМ пользуются более 100 млн европейцев, пятая часть из которых являются их регулярными пользователями. В Австралии, Азии и Северной Америке НиКМ еще более популярна. В Австралии количество посещений специалистов КМ с 1995 по 2005 г. возросло на 30% [1]. По данным Национального центра медицинской статистики и Национального центра нетрадиционной и альтернативной медицины США, опубликованным в 2002 г.[2], в числе основных побудительных мотивов обращения к услугам НиКМ в странах с развитой экономикой называются: потребность в персонифицированной, ориентированной на пациента и основанной на целостном подходе медицинской помощи; привлекательность модели взаимоотношения врач-пациент в КМ; неудовлетворенность результатами конвенциональной медицинской помощи и ее высокая стоимость. В целом НиКМ рассматривается как наиболее быстро растущий сегмент рынка медицинской помощи в США[3]. Это мнение согласуется с данными отечественных исследователей. При анализе возрастного состава 49% россиян - потребителей услуг КМ - исследователи пришли к заключению, что нынешние представители младшей (18-35 лет) и средней (36-50 лет) возрастных групп будут пополнять клиентуру КМ значительно интенсивнее, чем сегодняшние пожилые[4]. Данные обстоятельства указывают на растущие потребности мирового сообщества в указанных направлениях здравоохранительной деятельности. В работе [1], как и в ранее опубликованных стратегиях и резолюциях ВОЗ[5] содержатся обращения к правительствам государств - членов ВОЗ об интеграции НиКМ в национальные системы оказания медико-санитарной помощи и о способствовании эффективного и безопасного применения ее СиМ, а также практики и деятельности народных целителей путем государственного регулирования этих видов деятельности. Количество государств - членов ВОЗ, где осуществляется правительственное регулирование КМ, увеличилось с 65 в 1999 г. до 119 в 2012 г. За этот же период количество государств, разрабатывающих правительственную политику в сфере КМ, выросло с 25 до 69 [1]. Отвечая на вызов времени, Комитет по охране здоровья Государственной думы Российской Федерации 20.02.14 провел заседание круглого стола на тему "Правовое регулирование и перспектива развития традиционной, народной и восточной медицины в Российской Федерации". В итоге заседания было принято решение поддержать законодательную инициативу о новой редакции статьи 50 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ " Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Новая редакция этой статьи содержит 2 части: 50.1 Комплементарная медицина (КМ) и 50.2 Целительство. Принятие указанного законопроекта подразумевает необходимость уточнения используемой терминологии и разработку классификационной номенклатуры КМ. Терминология КМ КМ является наиболее адекватным и точным термином, претендующим на объединенное название здравоохранительной деятельности, осуществляемой вне формата конвенциональной медицины [2-4]. До настоящего времени наиболее широко распространен термин "комплементарная и альтернативная медицина - Complementary and Alternative Medicine (CAM)". Одноименным национальным центром США CAM определяется как "группа разнообразных медицинских и здравоохранительных систем, практик, и продуктов, которые в настоящее время не являются частью конвенциональной медицины"6. Однако объединение антагонистических прилагательных в названии не соответствует главным требованиям к любому научному термину: наиболее точное соответствие обозначаемому им понятию и однозначности, исключающей возможность различного его понимания. В понятии "КМ" объединяются как давно известные (и в этом смысле - традиционные) лечебно-профилактические системы, средства и методы, так и инновационные разработки, которые по тем или иным причинам пока не входят в общепринятые стандарты медицинской помощи, а следовательно, остаются вне формата конвенциональной медицины. В сущности, правовое регулирование КМ уже означает ее, по крайней мере, частичное, вхождение в формат конвенциональной медицины. В связи с этим было предложено следующее определение КМ: совокупность разрешенных к использованию видов оздоровления, профилактики, лечебнореабилитационной и восстановительной практики, заимствованных из различных целостных национальных медицинских систем или представляющих собой самостоятельные средства, методы и технологии, как имеющие позитивный исторический опыт использования, так и происходящие из инновационных научно-практических разработок, элективно дополняющих стандарты специализированной медицинской помощи [2]. В обсуждавшемся на круглом столе Комитета по здравоохранению законопроекте КМ определяется как "утвердившиеся в культурных традициях, широко распространенные, имеющие длительный опыт практического применения лечебно-профилактические системы и методы и развитые на их основе современные медицинские технологии, внесенные в Реестр КМ и применяющиеся в соответствии с установленным порядком оказания медицинской помощи". Право на оказание услуг с помощью КМ имеют лица с высшим или средним медицинским образованием по любой медицинской специальности, прошедшие последипломную подготовку по КМ. Целительство - это вид деятельности по использованию методов (методики, способы, приемы) оценки состояния и восстановления здоровья, основанных на длительном индивидуальном опыте практиков народной медицины (целителей), полученном эмпирическим путем, передаваемым посредством обучения знаниям, навыкам и умениям в семейных, этнических или религиозных традициях или в субъектах образовательной деятельности на основе утвержденного стандарта профессиональной подготовки. Право на целительство имеют лица, сдавшие экзамен и получившие аттестат на наличие знаний, навыков и умений, позволяющих квалифицированно и безопасно оказывать услуги целительства. Существующие реестры КМ В последнем из приведенных определений КМ содержится указание на реестр ее СиМ. Англоязычный вариант такового разработан Национальным центром комплементарной и альтернативной медицины США7. В нем в алфавитном порядке фигурируют названия не только СиМ, но и ряда теоретических положений и элементов, составляющих методологическую основу традиционной восточной медицины, а также повторы с использованием синонимических и квазисинонимических терминов, которые при переводе были исключены. 6What is Complementary and Alternative Medicine (CAM)?". National Center for Complementary and Alternative Medicine. http://nccam.nih.gov/ health/whatiscam. 7Адаптированный перевод с сайта: http://en.wikipedia.org/wiki/Terms_ and_concepts_in_alternative_medicine. Реестр разделов альтернативной медицины[6] А Акупрессура Акупунктура: медицинская акупунктура, сонопунктура Позитивная молитва (Affirmative prayer)8 Техника Александера (Alexander technique) Апитерапия Прикладная кинезиология (Applied kinesiology) Ароматерапия Астрология Аурикулотерапия Аутогенная тренировка Самовнушение (Autosuggestion) Аюрведа B Цветочная терапия Баха (Bach flower therapy) Бальнеотерапия Метод Бейтса (Bates method) Танцевальная терапия (Biodanza) Биорезонансная терапия Терапии путем облучения крови (Blood irradiation therapies) Телесно-ориентированные манипулятивные техники Работа с телом (нетрадиционная медицина) или массажные техники C Хелатная терапия (хелатирование) Китайская пищевая терапия (Chinese food therapy) Китайские боевые искусства (Chinese martial arts) Китайская медицина (Chinese medicine) Китайская пульсовая диагностика Хиропрактика (Chiropractic) Хромотерапия (Chromotherapy)[7] Кодирование терапевтическое (Coding therapy) Трение монетой (Coin rubbing)[8] Терапия коллоидным серебром Гидроколонотерапия (Colon hydrotherapy) Цветотерапия (Color therapy) Краниосакральная терапия (Craniosacral therapy) Творческая визуализация (Creative visualization) Кристаллотерапия (Crystal healing) Банки (Cupping) D Пищевые добавки (Dietary supplements) Биолокация (Dowsing) E Ушные свечи (Ear candling) Электромагнитная терапия Электрогомеопатия Энергетическая терапия: Акупунктура, Магнитотера- пия, Рейки, Цигун, Шиацу, Терапевтические прикосновения F[9] Исцеление верой (Faith healing) Голодание, пост (Fasting) Метод Фильденкрайса (Feldenkrais method) Терапия цветочными эссенциями (Flower essence therapy) Фэн-шуй G Гуа ша H[10] Анализ волос (Hair analysis) Гавайский массаж (Hawaiian massage) Фитотерапия (Herbal therapy) Гомеопатия Домашние средства (Home remedies) Гипноз, Гипнотерапия I Иридодиагностика Изопатия J Ведение журнала (дневника) - Journaling K Кампо L Световая терапия (Light therapy) Лимон Литотерапия M Макробиотическое питание Магнитное исцеление Мануальная терапия Массажная терапия Медицинская интуиция Медитации: Трансцендентальная, Випассана Мегавитаминная терапия Психосоматические вмешательства (Mind-body intervention): Техника Александера, Ароматерапия, Аутогенная тренировка, Самовнушение, Цветочная терапия Баха, метод Фильденкрайса, Хатха-йога, Гипнотерапия Прижигания (Moxibustion) Музыкотерапия N Натуропатическая медицина: Природное Здоровье, Природные методы лечения Новое мышление Нейролингвистическое программирование Исцеление питанием (Nutritional healing) Пищевые добавки (Nutritional supplements) O Оргономия Ортомолекулярная медицина Остеомиология Остеопатия P Пилатес Полярная терапия Пауэр-йога (силовая йога) Праническое исцеление Молитва (Prayer) Психическая хирургия Q Цигун (Qigong) Квантовая медицина (Quantum healing) R Радионика Рефлексология Ребефинг Рейки Рольфинг S Сэйтай Самогипноз Шиацу (Shiatsu) Сиддха медицина Сонопунктура Звуковая терапия (Sound therapy) Духовно-ментальное лечение (Spiritual mind treatment) Группы поддержки (Support groups) T Тай Чи Чуань Талассотерапия Лечебная верховая езда (Therapeutic horseback riding) Тибетская карта глаз Традиционная медицина: китайская, монгольская, тибетская, японская Трейгерский подход[11] Трансцедентальная медитация Туина U Унани медицина Уринотерапия V Визуализация W Велнес Y Йога: Аштанга-йога, Аштанга-виньяса йога, Бикрам- йога, Хатха-йога, Айенгар-йога, Кундалини-йога, Пау- эр-йога, Сиддха-йога, Шивананда-йога, Тантрическая йога, Виньяса-йога Опубликован и другой, менее детализированный и вместе с тем содержащий ряд дополнительных СиМ реестр, авторы которого полагают, что он может служить в 13Распространенный в основном в США комплексный метод, названный по имени его автора Милтона Трэйгера http://www.trager.com/history. качестве рабочего определения САМ, т.е. все входящие в него позиции и есть САМ [5]. Анализ обоих перечней вызывает ряд вопросов и замечаний. Перечисление СиМ в алфавитном порядке обусловливает синонимическое дублирование одних и тех же СиМ в разных разделах реестра (например - позитивная молитва, молитва исцеления верой, духовно-ментальное лечение). Наряду с некоторой избыточностью реестров в виде наличия в них СиМ, уже достаточно широко использующихся в конвенциональной медицине (например, облучение крови, гипербарическая оксигенация), они не полностью отражают весь арсенал КМ. При наличии нескольких синонимов, относящихся к применению лекарственных растений, отсутствует лечение грибами - фунготерапия. Из методов, реализуемых с помощью животных, имеет место только апитерапия и иппотерапия (лечебная верховая езда). При этом отсутствует гирудотерапия и прочие, становящиеся все более популярными подходы анималотерапии (зоотерапии) с участием собак, дельфинов и некоторых других животных. За исключением иридодиагностики и "тибетской карты глаз" в опубликованных реестрах не представлены ни древние (например - диагностика по пульсу, языку, ладоням и др.), ни современные (например - разнообразные варианты электропунктур- ной диагностики) методы, составляющие неотъемлемую часть КМ. Среди традиционных этногеографических систем не нашлось места древней российской народной медицине, которая еще в начале ХХ века и в настоящее время привлекает внимание исследователей [6, 7]. Благодаря исторически сложившимся этногеографическим особенностям России в ней возникали и развивались уникальные оздоровительные и лечебно-профилактические системы, сочетающие традиции разных народов, например Славяно-Тибетская медицина[12]. Попытки систематизации КМ Семантическое поле термина "комплементарность" не ограничивается понятием "дополнительность", но включает также "многосложность и возможность совместной деятельности". С позиции общей теории систем комплементарность является основополагающим принципом объединения различных объектов и явлений в систему[13]. Таким образом, любая медицинская система в сущности является комплементарной независимо от ее принадлежности к конвенциональной или комплементарной медицине. Указанные обстоятельства объективно затрудняют разработку всеобъемлющей и безукоризненной классификации средств и методов КМ. На сайте NCCAM[14] приведена классификация CAM, включающая следующие основные разделы. 1. Натуральные продукты - использование средств растительного и животного происхождения, витаминов, минералов, биологически активных добавок, про- и пре- биотиков. 2. Целостные комплексные медицинские системы, теории и практики которых находятся за пределами конвенциональных аллопатических моделей: разновидности традиционной восточной медицины, гомеопатия, натуропатия. 3. Психосоматическая медицина, преимущественно использующая методы психоэмоционального воздействия, способные влиять на телесные функции и их нарушения: медитация, молитвы, разновидности арт- медицины. К разделу психосоматической медицины отнесены: различные медитативные техники, включающие определенные позы и приемы управления вниманием и воображением, стили йоги, объединяющие позы, упражнения, техники дыхания, медитации или релаксации, гипнотерапия, цигун и Тай-Чи. В этом же разделе фигурирует и акупунктура, одновременно являющаяся компонентом традиционной китайской и "энергетической" медицины, а также относящаяся к разделу манипулятивных телесно-ориентированных практик. 4. Манипулятивные телесно-ориентированные практики, основанные на манипуляциях и/или движениях частей тела, также спинальные манипуляции, применяемые в хиропрактике, мануальной терапии и остеопатии, а также разнообразные виды массажа. 5. Энергетические терапии, основанные как на реальных физических (измеримых) энергетических полях, так и на предполагаемых тонких формах энергии (неизмеримых) полях. В связи с этим к данному разделу отнесены как аппаратная электромагнитная терапия, так и цигун, рейки и прочие лечебные воздействия, предполагающие обмен "жизненной энергией" врачующего и врачуемого. 6. Прочие виды CAM, к которым отнесены разнообразные комплексы физических упражнений и видов кинезитерапии (метод Фильденкрайза, техника Александера, пилатес, рольфинг и др.). Здесь же представлены практики традиционных целителей и народной медицины. Исходя из одного из основных требований к классификации СиМ медицинской и здравоохранительной деятельности, а именно пригодности для использования на международном уровне, указанные реестры и классификацию, можно принять за основу лишь в первом приближении. Проект классификационной номенклатуры Исходя из логики законопроекта, обсуждавшегося на круглом столе организованного Комитетом по охране здоровья ГД РФ 20.02.14, необходима раздельная номенклатура КМ и целительства. При разработке отечественной классификационной номенклатуры КМ следует перегруппировать и соответственно переименовать некоторые из шести ранее предложенных категорий, а также добавить отсутствующие категории и классы КМ, в том числе специфичные для России. Для удобства пользования классификацией и обеспечения ее открытости для неизбежных изменений она должна строиться по иерархическому принципу аналогично классификации животного и растительного мира Карла Линнея. Вместо словесной бинарной линнеев- ской номенклатуры целесообразно использовать трехуровневую цифровую номенклатуру. Первая цифра кода обозначает принадлежность к определенной категории КМ, вторая - принадлежность к определенному классу внутри этой категории, третья - название конкретного средства или метода КМ. Разработка полномасштабной классификационной номенклатуры пока не закончена. Поэтому здесь ограничимся классификационной номенклатурой, включающей только категории и классы, а полномасштабную представим лишь в виде примера. Категории и классы RM[15] 1. Целостные комплексные традиционные этногеографи- ческие медицинские системы[16] 1.1. Греко-арабская (Унани) традиционная медицина 1.2. Индийская традиционная медицина 1.3. Китайская традиционная медицина 1.4. Монгольская традиционная медицина 1.5. Славянская традиционная (народная) медицина 1.6. Тибетская традиционная медицина 1.7. Японская традиционная медицина 2. Натуропатия 2.1. Анимало (зоо) терапия 2.2. Ароматерапия 2.3. Гомеопатия 2.4. Дендротерапия 2.5. Диеты 2.6. Ландшафтотерапия 2.7. Непищевое применение средств животного и минерального происхождения 2.8. Фитотерапия 3. Психосоматическая медицина 3.1. Арт-медицина 3.2. Гипнотерапия 3.3. Медитативные техники 3.4. Психотерапевтические методы и техники, не входящие в конвенциональную медицину 4. Манипулятивные телесно-ориентированные практики 4.1. Кинезитерапия 4.2. Мануальная терапия (кроме видов, признанных конвенциональной медициной) 4.3. Массаж (кроме видов, признанных конвенциональной медициной) 4.5. Остеопатия 5. Комплементарные диагностические и прогностические методы 5.1. Органолептические методы 5.2. Экстрасенсорные методы 6. Инновационные диагностические и терапевтические технологии 6.1. Аппаратные методы рефлекторной диагностики 6.2. Биорезонансная диагностика и терапия 6.3. Моно- и мультимодальные диагностические и терапевтические технологии 6.4. Регистрация фоновых и индуцированных излучений биологических объектов Предстоящую детализированную классификационную номенклатуру проиллюстрируем на примере Китайской традиционной медицины: 1. Целостные комплексные традиционные этногеографи- ческие медицинские системы 1.3. Китайская традиционная медицина 1.3.1. Диагностические методы: пульсовая и лингвальная диагностика, специфические критерии оценки результатов органолептического обследования, формулирование синдромального диагноза в терминах китайской традиционной медицины 1.3.2. Национальные разновидности применения натуропатических СиМ 1.3.3. Традиционная чжень-цзю (аку- и термопун- тура) 1.3.4. Фитотерапия 1.3.5. Фэн-шуй 1.3.5. Цигун Целительство - область деятельности, вызывающая особенно острые дискуссии в современном обществе. Полярные отношения к проблеме целительства как со стороны медицинского и научного сообщества, так и церкви[17] требуют отдельного рассмотрения. Здесь мы ограничимся лишь очевидным предложением, о том, что в этой области следует выделить два основных раздела: ♦ целительские аспекты деятельности признанных религиозных конфессий (церковные обряды, молитвы, поклонение святыням); ♦ целительские практики, не имеющие непосредственного отношения к церкви и часто ею осуждаемые (разновидности древнего и современного оккультизма, экстрасенсорика и пр.). Разработка полномасштабной классификационной номенклатуры в любой области науки и практики - задача непростая, весьма трудоемкая и нескончаемая, поскольку с накоплением новых знаний и технологий ее результаты неизбежно подлежат пересмотру. Предложенная схема классификационной номенклатуры КМ страдает тем же недостатком, что и номенклатура врачебных специальностей - отсутствием единого классификационного критерия. Предвидя критику предложенного проекта классификационной номенклатуры КМ, повторю, что она неокончательна и напомню одно уместное в этой ситуации изречение: "Никто не обязывает тебя закончить работу, но и не освобождает от необходимости ее продолжать".
×

About the authors

Aleksey M. Vasilenko

The Russian research center of medical rehabilitation and balneology of Minzdrav of Russia

Email: vasilenko-a-m@mail.ru
MD, PhD, DSc. 121099 Moscow, Russia

References

  1. Стратегия ВОЗ в области народной медицины: 2014-2023. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2013. Available at: [http://www.who.int/medicines/publications/traditional/trm_strategy14_23/ru].
  2. Василенко А.М. Комплементарная медицина: пора определиться в терминологии. Вестник восстановительной медицины. 2009; 2: 16-20.
  3. Василенко А.М., Шарипова М.М., Лузина К.Э. Комплементарная медицина в современном здравоохранении. Вестник Росздравнадзора. 2011; 2: 67-72.
  4. Василенко А.М. Комплементарная и конвенциональная медицина. В кн.: Сборник трудов I Российского конгресса по комплементарной медицине. М.; 2013: 26-34.
  5. Wieland L.S., Manheimer E., Berman B.M. Development and classification of an operational definition of complementary and alternative medicine for the Cochrane Collaboration. Altern. Ther. Health Med. 2011; 17(2): 50-9.
  6. Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. СПб.: Типография А.С. Суворина; 1903.
  7. Багаев Е.В. Основы русского традиционного целительства. М.: Изд-во Ганга Сватан; 2007.
  8. Востоков В.Ф. Славяно-Тибетская медицина [http://russiannurse.ru/index.php/interes/199-travi/683-tibet.html].
  9. http://en.wikipedia.org/wiki/Alternative_medicine#cite_note-pmid
  10. http://www.polykhrest.od.ua/other/years_articles2006.
  11. http://bd.fom.ru/report/cat/job_and_leis/beruf/dd022932.
  12. http://whqlibdoc.who.int/hq/2004/WHO_EDM_2004.5.pdf.
  13. http://inftech.webservis.ru/it/information/informodynamics/chast3_glava12.html.
  14. http://nccam.nih.gov/sites/nccam.nih.gov/files/D347_05-25-2012.pdf.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 Eco-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия  ПИ № ФС 77 - 86296 от 11.12.2023 г
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 80632 от 15.03.2021 г
.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies